Ремонт и восстановление гидроизоляции в тоннелях
Распространённая за рубежом технология – это тоннельная отделка конструкций сводов, стен возведением напыления мембран. Делается набрызгивание бетоном. На опыте, по изучению типовых проектов использован опыт ремонта в условиях насыщения влаги, конденсата, повышенной влажности. Методика получила развитие в Скандинавии и Норвегии.
Влажность бетона выше, где пробита мембрана гидроизоляции, применяются не проектные бракованные, некачественные строительные материалы. Из-за дефектов конструкций, гидроизоляции нельзя сдать вовремя объекты в эксплуатацию. Отсюда к изделиям покрывных материалов гидроизоляции повышенный спрос. Это заставляет строителей проводить идеально входной контроль материалов, что увеличивает срок службы, долговечность сооружения до 30 лет, сохраняет конструкции до 60 лет.
При строительстве в сейсмических зонах, по шкале Рихтера больше 6.4 баллов нельзя допускать внезапное разрушение, вызывать разрушения из-за воздействия протечек воды. При укладке гидроизоляции учитываются циклы таяния/замерзания влаги, отслаивание льдообразований, снежной шуги. Структура защитной футеровки от гидроизоляции при правильном монтаже сохраняет облицовочные слои.
Где не удаётся выполнить проектные варианты, делаются согласования на укладку двойной связующей мембраны гидроизоляции, местами набрызгивается бетон. Делается надёжная защита гидроизоляцией – ставится паровая плёнка, кладётся по ГОСТ, СТО 1=3 слоя водонепроницаемого материала. По чертежам устанавливается комплексная защита конструкций – гидроизоляция от конденсата, подземных ручейков, потоков оды, просачивания влаги по сводам, стенам, основанию.
По новой технологии строительства тоннеля увеличивается вдвое срок службы металла, бетона, подземного свода, гидротехнических и инженерных сооружений. В конструкции тоннелей строго по инструкции следуют слои, где видна структура отделки свода, проходки. Такое строительство тоннеля с надёжной гидроизоляцией связывает прочно свод. Не допускает проникновение влаги в стыковочные детали, узлы, элементы свода друг с другом. При идеальной раскладке гидроизоляции до и после монтажа деталей свода, нет образования непроектного, сверхдопустимого воздушного зазора.
Главное при укладке гидроизоляции проверить допуски на зазоры щитов. Иначе при возведении тоннеля возможны нарушения в виде механического размыва растительной слоя почвы, засыпных грунтов, разрывы в сборных конструкциях ЖБИ, металлических конструкций. Между конструкциями отделки гидроизоляции на своде, от грунтовых вод в массе, толще горных пород должно происходить нормальное удерживание влаги, в сторону стока к водяной линзе.
В России наработаны опытные методики напыляемой гидроизоляции, которые используются также за рубежом. Технологии применяются при возведении тоннелей открытого и закрытого типа в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Для суровых условий, где делается подземная проходка, устанавливается прочная, эластичная гидроизоляция.
В закрытых типах конструкций тоннелей гидроизоляцию распыляют в основание полотна, дальше укладывают 1-2 слоя ГЕО текстиля. Затем выравнивается черновая стяжка, поверх слоёв – укладывается асфальтобетонное защитное 10 см, далее финишное покрытие 5 см. Напыляется изнутри гидроизоляция, что образует водонепроницаемую резиновую поверхность по сводам ствола. Технология предотвращает проникновение грунтовых вод внутрь тоннеля, до максимума предотвращает разрушение свода конструкции.